Экологическое образование в Гродно улучшается
В Гродно активизировалось рассмотрение образовательных проблем экологии. Население города достигло уровня, когда первичная продуктивность экосистем не соответствует потребностям человека, невозможно выявить закономерности эволюции экологии, текущей деятельности городских служб и человека. В охране природы следует учесть требования города к источникам возобновляемых ресурсов, нарушениям в экосистемах.
Принципы исследования экосреды в Гродно:
· продукция городских экосистем – не всегда возобновляема;
· есть возможность роста продуктивности за счет привлечения ресурсов, их динамичного использования;
· границы сохранения собственной устойчивости городской экосистемы – нечеткие;
· угрозы экосистеме города — угрозы человеку;
· биоразнообразие – следствие фундаментальных законов, изученных плохо;
· масштаба города процессы определяются механизмами саморегуляции, экосистемы;
· недостаточно информации (необходим сложный, дорогой экомониторинг);
· формализация, структурирование экосистем осуществляется неполно, на общих гипотезах;
· декомпозиция экосистем возможно лишь функционально, с учетом саморегулируемости, эффективных обратных связей.
Фундаментальные исследования в Беларуси стремятся устанавливать экологически значимые для страны закономерности. В Гродно также необходимо стимулировать устойчивость экосистемы, как и системы образовательной.