Пассажирские автоперевозки
Деятельность всех частных компаний, работающих в сфере автологистики и грузовых перевозок можно разделить на два направления – перевозки грузов и пассажирские перевозки.
Как правило, каждая компания-автоперевозчик выбирает для себя одно из этих направлений и начинает его активно разрабатывать, стараясь завоевать клиентуру, заказы, а затем расширяться и осваивать новые рынки. Очень редко компания, занимающаяся автоперевозками, сразу начинает работать в двух направлениях из-за того, что услуги, связанные с перевозкой грузов требуют одного подхода (маркетингового, организационного, производственного и даже финансового) а услуги в области перевозки пассажиров – это уже совсем другая «песня» и тут свои «правила игры».
И, если сравнивать эти два направления автологистики, то наиболее сложным является именно работа с пассажирами, требующая особого профессионализма, как со стороны руководства компании, так и со стороны обычных водителей.
Итак, на каких принципах организовывают работу компании, предоставляющие услуги пассажирских перевозок?
Во-первых, чтобы заниматься перевозкой пассажиров, в штате компании должны работать водители, у которых открыта в правах категория («Д»), разрешающая работать на автобусах, маршрутных такси и прочем общественном транспорте. Например, организованная доставка покупателей из магазина до ближайшей станции метро или, наоборот, от метро до супермаркета, как правило, осуществляются с помощью автобусов-маршруток. Водитель такого транспортного средства (даже если он едет пустым) будет оштрафован, а автобус забран на штрафстоянку, если в правах не стоит заветная буковка «Д».
Во-вторых, автопарк транспорта компании, работающей с грузами, отличается от автопарка, который применяется при работе с людьми, и это строго регламентируется в правилах дорожного движения.
К примеру, даже если перевозка рабочих с одного строительного объекта на другой осуществляется с помощью обычных грузовиков, то в кузове такого автомобилей должны находиться специальные посадочные места для пассажиров. Как правило, это расположенные вдоль бортов кузова невысокие скамейки.
В-третьих, профессионализм водителей и стаж их работы (но, это уже вопрос не из регламентируемой правилами схемы, а вопрос отношения к клиентам).
Очень часто заказ городского автобуса для экскурсий, предназначается для младших школьников. Так, чтобы не вести детей «своим ходом» в театр или музей, не растеряв по дороге, администрация школы или родительский комитет класса, обращается с просьбой организации транспортного средства. Естественно, что за рулем такого транспорта должен сидеть не новичок-гастербайтер, не имеющий ни достаточного стажа вождения, ни знаний относительно городской «географии», а настоящий профессионал. Кроме этого, такой водитель должен быть ответственным, не иметь «приводов» в милицию, штрафов в талоне и протоколов выяснения отношений с органами ДПС, иметь за плечами солидный опыт работы именно в сфере перевозок людей, а также превосходно знающий город и область.
Следующие различие, между видами деятельности проявляется в юридических тонкостях оформления предприятия, его уставной документации, в выданных лицензиях.
Кроме этого, при выполнении пассажирских перевозок, юридическая ответственность за ненадлежащее выполнение автоперевозчиком условий контракта регламентируется куда более строго (вплоть до несения рядом лиц уголовной ответственности), чем в тех случаях, когда дело касается грузовых перевозок.
И это далеко не полный перечень различий в организации грузовых и пассажирских перевозок, хотя выводы уже напрашиваются сами собой.
Да, перевозки пассажиров – услуга, которая пользуется сегодня огромным спросом на рынке. Это связано с тем, что, к примеру, перевозка рабочих, гораздо выгоднее в том случае, если она будет осуществляться «независимой» транспортной компанией за определенное вознаграждение, чем силами предприятия. Ведь для этого необходимо покупать транспортное средство, брать в штат водителя и механика (как минимум) и регулярно выплачивать им заработную плату.
Поэтому будущее у компаний, занимающихся перевозками пассажиров действительно перспективное, главное только, чтобы работа их строилась в рамках законодательства, Правил дорожного движения и собственной совести, не позволяющей являться на работу после вчерашнего застолья или, скажем, заставлять себя ждать.